В клинике «Нарколог-Психиатр» мы предлагаем комплексное лечение интеллектуальных нарушений у детей. Специализируемся на диагностике и коррекции развития детей с интеллектуальными нарушениями, учитывая их психические особенности.
Наши врачи обеспечивают психологическую поддержку и разработку индивидуальных программ для каждого ребенка, основываясь на медицинских исследованиях и своем опыте. Мы стремимся раскрыть потенциал детей, помочь в улучшении речи и адаптации в обществе, чтобы обеспечить возможности для жизни и обучения.
Причины интеллектуальных нарушений у детей
Понимание причин нарушений — первый шаг для разработки эффективных методов лечения и коррекции патологии. Около 3% населения живет с IQ ниже 70, что как минимум на 2 стандартных отклонения ниже среднего IQ населения (IQ 100). Если учитывать потребность в поддержке, только у 1% населения обнаруживается тяжелая умственная отсталость.
Изучение причин представляет значимость из-за нескольких аспектов. Во-первых, понимание помогает в разработке методов определения степени дефектов мозга. Это позволяет более точно оценивать и разрабатывать план коррекции.
Когда мы знаем основные причины слабоумия, мы можем сосредоточиться на его устранении или минимизации в раннем возрасте, чтобы помочь детям лучше социализироваться среди сверстников и купировать проблемы.
Для постановки диагноза проводится полное медицинское обследование, генетические исследования, нейропсихологическое тестирование, а также изучается социально-психологический контекст.
Органические причины интеллектуального развития у детей связаны с физическими аномалиями или повреждениями мозга. Генетические мутации, врожденные пороки, недоношенность, инфекции во время беременности или родов, а также травмы в раннем детстве приводят к необратимым дефектам. Например, травма головы может повредить области мозга, ответственные за умственные функции.
Эти органические причины проявляются по-разному: они влияют на когнитивные навыки, речь, двигательные функции и общение со сверстниками.
Условия воспитания, недостаточное внимание со стороны родителей, бедность, отсутствие заботы, поддержки и доступа к образованию тоже могут способствовать развитию отсталости.
Патогенез
Интеллектуальные нарушения развития — это комплексные проблемы, которые требуют научного понимания их причин. Основные механизмы роста таких дефектов связаны с функционированием мозга и нейрохимическими процессами.
Роль мозговой структуры и функциональной активности в патогенезе неоспорима. Заболевания, связанные с поражением мозга или его отдельных областей, приводят к недоразвитию интеллекта. Отсталость в познавательной деятельности и процессах мышления связана с различными дефектами, что сказывается на способности больного усваивать информацию и обучаться.
Нейрохимические процессы играют существенную роль в развитии и функционировании мозга личности. Изменения в нейрохимической активности вызывают проблемы в переработке информации и передаче сигналов в мозге. Психофизиологические аномалии, связанные с неравномерностью нейрохимической активности, называют одной из причин отсталости.
Классификация
В соответствии с классификацией Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяются основные типы интеллектуальных нарушений:
- Первый тип — олигофрения. В этом случае ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте интеллектуальное развитие соответствует возрасту 9-12 лет). Она характеризуется значительным снижением общей работоспособности и включает легкую, умеренную, тяжелую и глубокую формы степени тяжести. Олигофрения нередко сопровождается различными психическими и физическими дефектами.
Дети с легкой олигофренией обычно осваивают элементарные умения самообслуживания, учатся чтению и письму, а также обладают базовыми математическими навыками. Они способны вести более или менее самостоятельный образ жизни при соответствующей поддержке.
Дети с умеренной олигофренией обычно имеют ограниченные познавательные возможности. Они осваивают базовые навыки самообслуживания, однако требуют постоянной помощи и поддержки. Обучение имеет ограниченный характер, и они осваивают элементарные навыки чтения, письма и математики.
Тяжелая форма олигофрении характеризуется серьезным снижением умственной способности. Дети с тяжелой олигофренией испытывают большие трудности в обучении и освоении навыков самообслуживания. Они развивают лишь простейшие навыки коммуникации и требуют постоянной помощи и надзора в повседневных делах.
Глубокая форма олигофрении характеризуется крайне низким уровнем способностям. У подростков с глубокой олигофренией крайне ограниченные возможности в самостоятельной жизни. Они практически не обучаемы в обычных школах и требуют высокого уровня постоянной помощи и заботы.
- Второй тип — дебильность. Ориентировочный IQ от 20 до 34 (в зрелом возрасте соответствует возрасту 3-6 лет). Дебильность характеризуется недостаточностью обучаемости и общей дефективностью психики. Проявляется в разных сферах жизни, таких как обучаемость, речь, память, социальное взаимодействие и самообслуживание.
- Третий тип — имбецильность. Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте чуть выше, чем у младенцев). Имбецильность характеризуется тяжелым недоразвитием интеллекта.
Уровень функционирования больных имбецильностью находится значительно ниже среднего и сопровождается серьезными ограничениями в познавательных, эмоциональных и социальных сферах.
Дети с имбецильностью обычно испытывают трудности в освоении базового самообслуживания, таких как питание, одежда и гигиена. Им сложно читать, считать и писать и общаться.
Классификация также должна учитывать уровень необходимой заботы, от периодической до постоянной высокого уровня для всех видов деятельности. Такой подход фокусируется на сильных сторонах и потребностях человека, соотнося их с требованиями среды, в которой живет человек, а также с ожиданиями и установками семьи и сообщества.